Погода в Тотьме C

город Тотьма » История » Дмитрий Александрович Григоров и его книга о Тотьме

Дмитрий Александрович Григоров и его книга о Тотьме

История
4 553
0

С. П. Белов

 

ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГРИГОРОВ И ЕГО КНИГА О ТОТЬМЕ

 

В 1986 году автором этих строк - художником-реставратором древнерусской живописи - во время командировки в Тотемский краеведческий музей был предпринят поиск документов по реставрируемой иконе музея "Никола Зарайский в житии"1. Сотрудники музея подобрали соответствующий исторический материал, среди которого оказались и выписки из записных книжек Д. А. Григорова, о котором было известно в музее как о человеке, который стоял совместно с Н. В. Ильинским у истоков организации в Тотьме в 1915 году краеведческого музея. В дальнейшем мне показали еще одну папку с рукописными материалами Д. А. Григорова. В ее состав входили: исторический очерк г. Тотьмы и уезда; очерк об архитектурных памятниках Тотьмы и окрестностей; очерк о соляных промыслах и текст лекций, которые Д. А. Григоров читал для приезжающих в Тотьму экскурсантов в начале 20-х годов. После просмотра материала стало ясно, что он уникален, представляет большую краеведческую ценность. Возникло естественное желание опубликовать этот труд, как можно больше узнать о личности автора, выяснить, почему эта работа, созданная в начале XX века, и ее автор практически малоизвестны в истории вологодского краеведения.

С начала 1987 года по 1991 год велась работа по переведению рукописного текста в машинописный. Дело в том, что первоначальный вариант очерка по истории г. Тотьмы и его памятников постоянно пересматривался автором, дополнялся новыми сведениями, что приводило к многочисленным исправлениям, вставкам - все это усложняло работу над текстом, и она затянулась на столь продолжительное время. Одновременно с обработкой самого материала, велись поиски документов и свидетельств биографии Д. А. Григорова.

В 1990 году на научно-практических конференциях в городах Архангельске и Тотьме были сделаны сообщения о тотемском историке и краеведе Д. А. Григорове, а позднее появились публикации о нем2.

Дмитрий Александрович Григоров родился 4 февраля 1860 года3 в городе Вологде в семье священника Зосимо-Савватиевской церкви Александра Кировича Григорова4. Мать его, Мария Викторовна, также происходила из семьи вологодского священника Виктора Васильевича Иконникова5.

В 1868 году умер отец, и Мария Викторовна осталась одна с тремя детьми - пятнадцатилетним Сергеем, восьмилетним Дмитрием и пятилетней Катей. В 1868 году Дмитрий поступает на учебу в Вологодское духовное училище, в котором уже учился его старший брат - Сергей. Семья Григоровых жила в собственном доме,

от которого имела небольшой доход, и потому мать не получала денежного пособия от попечительства. Сергей и Дмитрий в период своего обучения получали ежегодное жалованье в размере 18 рублей каждый6.

В 1874 году Дмитрий заканчивает обучение в духовном училище одиннадцатым по рангу учеником7 и в этом же году поступает в Вологодскую духовную семинарию. Он завершает обучение в семинарии в 1880 году по первому разряду и соответственно получает аттестат и звание студента, что давало ему право на поступление в духовную академию8. Но этим правом он сразу не воспользовался. Причиной этого, вероятнее всего, явились денежные затруднения. С октября месяца 1880 года по 15 ноября 1882 года Дмитрий Александрович состоит в должности надзирателя за воспитанниками Вологодской духовной семинарии9.

В 1882 году Д. А. Григоров поступает в Петербургскую духовную академию, где в это время возглавлял кафедру литургики и церковной археологии Николай Васильевич Покровский10. Н. В. Покровский в своей преподавательской деятельности большое внимание уделял церковной археологии". Вероятно, не без его участия Д. А. Григоров в период учебы в академии избрал для своей исследовательской деятельности проблему изучения русского иконописного подлинника, которая и стала темой его кандидатской диссертации "Русский иконописный подлинник", защищенной в 1887 году. В том же году она была опубликована в "Записках императорского Русского археологического общества" в Петербурге12, а через год вышла в свет в виде отдельного оттиска, что говорит о том, что работа заслуживала большого внимания13. Д. А. Григорову удалось проследить историческое развитие текста Русского иконописного подлинника и определить его редакции.

После завершения учебы в академии Д. А. Григоров возвращается в Вологду, где в течение года работает надзирателем и преподавателем чистописания в Вологодском духовном училище, а с августа 1888 года он переводится в Тотемское духовное училише, где первоначально исполнял должность учителя русского и церковнославянского языков, а с декабря 1889 года преподавал арифметику и географию14.

Продолжением интереса молодого преподавателя к теме русского иконописного подлинника стало появление в "Записках императорского Русского археологического общества" за 1888 год еще одной работы Д. А. Григорова "Техника фресковой живописи по русскому иконописному подлиннику"15. В сравнении с первой работой эта публикация невелика по объему, но также опирается на обширный круг первоисточников. Автор рассматривает тридцать два иконописных подлинника, в семи из них он обнаружил сведения о технике стенного письма. В своей работе он обобщает материалы по технике приготовления левкаса, красок, клея; излагает способы починки стенного письма по сухому левкасу, золочения по сырому и сухому левкасу. Это сообщение подписывается им уже как членом-сотрудником Русского археологического общества, в которое он был принят в марте 1888 года.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация