Погода в Тотьме C

город Тотьма » История » Дедовская Троицкая пустынь

Дедовская Троицкая пустынь

История
4 202
0
Кроме того, в этих книгах при описании городской Воскресенской церкви сказано: "да в келье ж на церковной земле живет соборной   поп   Иван   Яковлев   с   сыном   Ивашком",   а   в перечислении   причта  Собора   показано:   "да   поп   Иван Яковлев"214.   Даже   в   писцовых   книгах   1687-1688   гг. Дедовская пустынь тоже не упоминается. Из сопоставления   же   различных   мест   названных   писцовых   книг 1687-1688 гг.  видно,  что весь Дедов остров  во время этих   переписей   находился   еще   во   владении   частных лиц:      крестьян     деревни   Выдрина,   посадских   лиц   и причта  Троицкой   (Зеленской)   церкви.   Так,   в   писцовой    книге    уезда    сказано:    "дер.    Пудово,    Выдрино тож,   ...сена  в полях и  на  Дедове острову  30 копен215; в   книге   города   и   уезда:    "да   у   него   ж   (Каплина) сенной   покос   на   реке   на   Сухоне   на   Дедове   острову, на  верхнем  конце   (т.  е.   там,   где  построена  Дедовская пустынь);  сена   15  копен...  Сенным  покосом   (владеет) от  Марьицы   Пантелеевской  жены   Кикина";   в  другом месте:  "двор вдовы архангельского попа Ивана Захарьева... у нее ж сенной покос на Дедове острове, смежно с    нижнего    конца    с    Троицкими    (сенокосами),    что бывали   Сенки   да   Алешки   Кикиных"   и,   наконец,   в третьем   месте:   "а   церковныя   земли   (Троицкой   церкви)   ...сена   на   острову   Дедове   24  копны..."216. Кроме того,   в   последних   книгах   при   описании   келий   городской   Воскресенской   церкви   сказано:   "да  келья   пуста, что   жил   поп   Иван,   и   ныне   он   постригся   и   служит в   Пречистенском   монастыре   (за   рекой   Сухоной)"217. Из   приведенных   справок,   таким   образом,   видно,   что в   Истории   Российской   Иерархии   допущена   ошибка: в  писцовых  книгах   1677-1678  гг.  Дедовская  пустынь не записана, а потому и версию, что она была основана в    1670-88    годах,    следует   отбросить.    Остается    допустить   первую   версию   автора   Истории   Российской Иерархии,    что    она    основана    во    время    воеводства Ф.  А.  Лопухина   в  г.   Тотьме   (в   1697-1699  гг.),   что и подтверждается уцелевшими  документами Дедовской пустыни.   Дела  и   документы,   как  видно  из  Описания Суморина монастыря, Л. И. (изд. М.,  1850 г., стр. 59), хранились  в  нем,   но,   к  сожалению,   монастырский   архив    содержался    далеко    не    в    должном    порядке,    и разыскать документы Дедовской пустыни долгое время не удавалось. И только случайно при установке архива, после пожара в 1917 г., дела были найдены и выделены, но, вследствие неблагоприятно сложившихся обстоятельств, воспользоваться ими пришлось на несколько часов. В числе найденных бумаг оказались: 1) книга в переплете, с надписью: "Дела, относящиеся к истории Дедовской Троицкой пустыни, собраны архимандритом Нафанаилом 1847 г. 25 фев., 2) две описи, 1802 г. 13 окт. и 1842 г. 11 июля, церквей и имущества уже упраздненной Дедовской пустыни, 3) два описания и истории пустыни и несколько других бумаг218. Из упомянутых описаний пустыни первое озаглавлено: "Описание основания Троицкой пустыни на острове Дедове, что на реке Сухоне, близь града Тотьмы". Рукопись в 4-ю долю листа, писана, по-видимому, в начале XIX века плохим церковнославянским шрифтом. Когда и кем было составлено это описание, никаких указаний не найдено. В главной своей части оно содержит рассказ об обретении пономарем Иваном Яковлевым иконы на Дедовом острове, во всем согласный с вышеприведенным рассказом из Истории Российской Иерархии, но в изложении биографических сведений о пономаре и обстоятельстве основания самой пустыни в нем содержатся такие исторические данные, которых в других описаниях нет и которые, по большей части, подтверждаются другими историческими актами или согласны с ними. Это обстоятельство, а также отчасти и язык изложения дают основание предполагать, что все это описание списано с более древнего списка. Второе описание имеет заглавие: "Церковно-историческое и статистическое описание Дедовской Троицкой заштатной пустыни. С дозволения настоятеля послушник Спасо-Суморина монастыря Арсений Вешняков". Тетрадь в два листа, в пол-листа, написана четкою скорописью на бумаге XIX в., фабрики Аристархова, № 5, с подстрочными примечаниями. В конце описания автор отмечает: "Источники сего описания указы и грамоты самой Дедовской пустыни и Истории Российской Иерархии". В тексте действительно сделаны ссылки на эти источники. Изложено описание довольно литературным языком и с небольшими поправками вполне годилось бы для печати. Непонятно, почему своевременно Суморин монастырь не издал это описание, а предпочитал печатать составленное П. Савваитовым и содержащее данные, не согласные с подлинными актами. При изложении следующей истории Дедовской пустыни мы пользовались этими описаниями, дополняя и исправляя их на основании подлинных документов пустыни и других письменных актов.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация