Дедовская Троицкая пустынь
Верстах в 6-7 от г. Тотьмы, вверх по реке Сухоне, находятся три острова, расположенные рядом вдоль реки. В начале XVII в. самый дальний от города и самый большой из них назывался "Дед", второй - "Баба" и третий, меньший по величине,- "Внук" и "Внучек". Острова принадлежали Ольге Строгановой208. Позднее названия были переделаны в прилагательные: Дедов, Бабий и Внуков. На Дедове острове и расположена заштатная Дедовская Троицкая пустынь, получившая название от имени острова и главной своей церкви.
Описание и история Дедовской Троицкой пустыни впервые были напечатаны в "Истории Российской Иерархии", составленной архимандритом Амвросием (изд. М., 1812 г., ч. IV, стр. 72-76). Автор сначала сообщает о местоположении пустыни, а затем излагает следующую историю ее основания.
Основатель пустыни иеромонах Иона, еще будучи пономарем Тотемской Воскресенской градской церкви (переименованной позднее в Успенскую), 6-го июля 1670 г. приехал на Дедов остров для сбора грибов и ягод и здесь, на западном мысу острова, обращенном против течения реки Сухоны, нашел на дереве икону с изображением Пресвятой Троицы, Божией Матери с предстоящими апостолами Петром и Иоанном и преподобным Сергием (Радонежским) и Ионою, его учеником. Эту икону пономарь Иоанн, по пояснению автора, привез в Тотьму и показал блаженному Андрею Тотемскому юродивому, который тогда был еще жив и с которым пономарь был дружен. Блаженный Андрей, осмотрев икону, завещал пономарю построить на Дедове острове часовню и поставить в ней икону и при этом предсказал, что впоследствии на том месте возникнет и монашеская обитель. В то время пономарь не исполнил завещания блажен. Андрея. После же его смерти209 пономарь был посвящен во иерея к Тотемскому собору, овдовел и затем под именем Ионы постригся в Тотемский Заозерской Введенской пустыни, где и жил несколько времени. Боярин Федор Абрамович Лопухин, отец царицы Евдокии Шеодоровны, бывший, по замечанию того же автора к описанию Тотемского Богородского девичья монастыря210, воеводою в Тотьме, с 1697 г., марта 23, десять лет, избрал его своим духовником. Однажды иеромонах Иона рассказал Лопухину о завещании блаж. Андрея и о своем желании построить на Дедове острове часовню, если на это будет дано ему позволение. Воевода охотно разрешил ему и, когда Иона, устроив часовню, поселился на острове в выкопанной им пещере, отдал ему весь остров под устройство на нем пустыни. Потом Иона "построил деревянную церковь во имя Св. Троицы". К освящению устроенной Ионой церкви воевода украсил вышеупомянутую икону "сребро-позлощенною ризою" и с крестным ходом 6 июля (год не указан) перенес ее в новоустроенную обитель. С того времени и стала устроятся Дедовская Троицкая пустынь под управлением настоятелей-строителей. В новую пустыню боярин Федор Авраамо-вич и дочь его царица Евдокия часто жертвовали. Между прочим, царица Евдокия из Москвы прислала икону с следующей надписью: "Лета от Р. Хр. 1729 месяца марта в третий день приложила сии святый образ Покров Пресв. Богородицы в Дедовскую пустыню, в церковь преп. отца Сергия, Радонежского чуд., благоверная государыня царица Евдокия Феодоровна". Эта икона, по замечанию автора, "до ныне сохраняется в Троицкои деревянной церкви"211.
После этого рассказа автор излагает дальнейшую историю Дедовской пустыни и в первых же строках пишет: "По переписным книгам 7186 или 1678 года пустыня сия написана была еще без всяких земель и крестьянских дворов". Следовательно, по крайней мере за двадцать лет до своего основания пустыня уже существовала!.. Опечатки в приложенных к книге "ошибках" в этом месте не показано (см. прилож. к 4 ч., стр. 1), и непонятно, как автор допустил такую ошибку. Но еще непонятнее, что все, написанное автором Истории Российской Иерархии, спустя сто лет другими авторами, даже без указания источника, перепечатывается почти буквально. Так, в "Описании Тотемского Спасо-Суморина монастыря и приписной к нему Дедовской Троицкой пустыни", составленном в 1849 г. П. Савваитовым, пересмотренном и дополненном в 1896 г. Н. Суворовым и в 1911 г. И. Суворовым212, после вышеприведенного рассказа о возникновении Дедовской пустыни напечатанного с небольшими изменениями и примечанием, что "Боярин Ф. А. Лопухин был воеводою в Тотьме с 23-го марта 1697 г. до конца 1699 года", сказано: "По переписным книгам 1678 года, Дедовская пустыня была записана еще без всяких земель и крестьянских дворов".
Откуда автор взял рассказ об основании Дедовской пустыни и ссылку на писцовые книги, неизвестно213. Но только в писцовых 1676-1679 гг. и переписных 1677-1678 гг., на которые ссылается автор Истории Российской Иерархии, оказывается, что Дедовская пустынь не записана.