Погода в Тотьме C

город Тотьма » Пресса » Красоту Тотьмы – явить всему миру

Красоту Тотьмы – явить всему миру

Пресса
1 000
0

Красоту Тотьмы – явить всему миру

- хочет Уильям Брумфилд, профессор Тулейнского университета в Новом Орлеане, один из немногих американцев, прибывших в Тотьму уже не впервые.

Буквально на днях Уильям Брумфилд приехал в наш город снова спустя годы, чтобы зафиксировать на фотоаппарат архитектуру церквей, памятники деревянного зодчества и подготовить ещё одну иллюстрированную книгу о Тотьме.

На Вологодчине гость из Америки впервые появился в 1995 году. Тогда его друзья-вологжане и посоветовали побывать в Тотьме. Некоторые тотьмичи запомнили необычного гостя и его увлечение. Уильям старался зафиксировать не только общий вид старинных зданий, сооружений, но и все детали постройки, он основательно выбирал точку съёмки. Позднее появился альбом фотографий о Тотьме с текстовкой на русском и английском языках – первый в серии «Открывая Россию», которая насчитывает сейчас 12 книг, изданных благодаря финансовой поддержке Института Кеннона, что в Вашингтоне. Потом приезжал ещё несколько раз, и вот – новая встреча с городом мореходов и его обитателями.

- Чудный, чудный город, - повторяет он, перелистывая страницы альбома «Тотьма. Архитектурное наследие в фотографиях». – Вы заметили, что под каждой фотографией есть дата съёмки. 5 января 1997 года. Мороз минус 30, дымка, пласты искрящегося снега. Входоиерусалимская церковь просто парит. А вот фото Успенской церкви. Обратите внимание: на той стороне реки мужчина берёт воду вёдрами из проруби. Чудный, чудный город…

Побывав на встрече с главой района Николаем Трофимовым, Уильям рассказал, что участвует ещё в одном проекте, издавая серию книг об исторических городах области - «Архитектурные памятники Вологодчины». С 2005 года вышло пять книг – «Вологодский альбом», «Великий Устюг», «Кириллов. Ферапонтово», «Устюжна», «Белозерск». Следующая будет посвящена Тотьме, заверил он. А пока расписался на одной из страниц первого альбома, который и составили фотографии памятников архитектуры, доставшихся нам от предыдущих поколений тотьмичей.

- Каждый город имеет свои достоинства, - заметил Уильям Брумфилд. – Хочется Тотьму представить на международном уровне, явить всему миру её красоту.

Как известно, архитектура – это застывшая музыка. Наши памятники старины – это лирическая симфония, запечатленная в кирпичном орнаменте - картушах, фресках, резных наличниках, карнизах… Уильям, судя по всему, один из тех, кто умеет слушать и восторгаться, к тому же, он стремится запечатлеть уходящие памятники деревянного зодчества. Вот как описывает состояние его соотечественник журналист Сэм Ружанский (cultinfo.ru): «А тем временем профессор Уильям Брумфилд вновь летит в Россию, он спешит – «надо оставить в памяти людей хотя бы фотографии объектов старины, которые ветшают и разрушаются; передать миру наиболее полное представление об этой огромной стране».

«Что же так привлекает в России американского профессора, что он, презрев уют родного дома, каждый год по крайней мере четыре месяца, холодной зимой и жарким летом, дождливой осенью и прохладной весной, поездом и самолётом, трясясь по ухабам сельских дорог на уазике или пробираясь по зимнику на дровнях, не устаёт колесить по этой огромной стране и фиксировать на плёнку историю русской архитектуры?!» – задаёт себе вопрос коллега из-за океана. И отвечает:

«В 1970-м его вместе с группой американцев-славистов направляют в Москву для дальнейшего совершенствования русского языка и работы над докторской диссертацией в московском и ленинградском университетах. Параллельно с учёбой российские преподаватели знакомили американских коллег с Москвой и Ленинградом. Поездку американцев в Россию (за железный занавес!) в 1970 году можно было приравнять к полёту на Луну. Во время экскурсий Уильям жадно впитывал всё услышанное и фиксировал на плёнку памятники архитектуры.

Вернувшись в родной калифорнийский университет (Беркли), он, готовясь к сообщению о результатах поездки, быстро проявил плёнки и, получив отпечатанные фотографии, был просто потрясён (по его словам) их качеством. Профессор Глеб Струве, ознакомившись с ними, выразил своё восхищение их высокой художественно-эмоциональной выразительностью и отличной передачей архитектурных решений. Это настолько приободрило Уильяма, что он решил всеми средствами добиться новой, более длительной поездки в Россию. К его счастью, оказалось вакантным место содиректора учебных программ в Москве, и он с удовольствием приступил к новым обязанностям.

Ныне профессор Брумфилд знает Москву, да и многие другие города России не хуже любого экскурсовода, при этом он не только рассказывает об особенностях и создателе посещаемого сооружения, но и дополняет свой рассказ комментариями из литературы и искусства. И это неудивительно – он прекрасно знает историю страны и свободно (практически без акцента) владеет русским языком, да к тому же просто влюблён в русскую поэзию. Кстати, в университете Нового Орлеана он ведёт два курса: «Русская поэзия» и «Искусство в архитектуре».

Уильям Брумфилд прожил в СССР и России в общей сложности девять лет и приобрёл славу современного американского историка русской архитектуры, фотографа, краеведа Вологодской области, защитника памятников архитектуры. Он автор книг и статей о проблемах сохранения архитектуры Русского Севера. Уильям является постоянным автором «Российской газеты», издаваемой для зарубежных читателей. Скоро в ней появится статья о Тотьме, заверил собеседник, сообщивший, что с большим удовольствием участвует в этом проекте. Для его работы созданы хорошие условия с помощью библиотеки Конгресса США и министерства культуры РФ.

- Директор библиотеки Конгресса – мой друг, специалист по русской истории, почти 30 лет назад поддержал мою работу,. Благодаря ему я попал в Сибирь, - смеётся Уильям. Он по-доброму вспоминает одно из первых путешествий по Тотемскому району: «Тогда нам дали такую странную машину – автоклуб. Вы, наверное, её уже не помните, - обратился Уильям к главе, другим собеседникам, рассказывая, как колесил на ней по тряским сельским дорогам.

Но все оживлённо заговорили, начали вспоминать: «Как же, знаем, была такая синяя «буханка»-«уазик», называли в народе «аквариум», принадлежала автоклубу районного Дома культуры, потом – музею, на нём выезжали с концертами на село!». До него возил артистов автобус «Кубань» - вот он на самом деле больше похож на коляску».

Уильям с восторгом рассказывал о часах, проведённых в Медведеве, Усть-Печеньге, Матвееве, на Вожбале. Старинные сельские церкви подогревали профессиональный интерес знатока русской архитектуры и фотографа:

- Матвеево! Там такие просторы! Удивительный храм! Мы были там вечером, и мне повезло – вечерний свет богатый, насыщенный, для съёмки это очень важно. В следующий раз постараюсь подняться до второго этажа, чтобы запечатлеть сохранившиеся там фрески.

Особенностью Вожбальского храма, подметил он, является вход, ведущий сразу на второй этаж. Фасад здания, которое ремонтируют всем миром, оказался свободным от строительных лесов, и Уильям легко нашёл нужный ракурс.

Наталия Трофимова, председатель комитета культуры, молодёжной политики, физической культуры и спорта, сопровождавшая гостя в поездках по району, отметила незаурядную работоспособность учёного и неукротимый азарт, овладевающий им во время съёмок.

Николай Трофимов тепло отозвался о деятельности Уильяма по сохранению архитектурного наследия наших предков. Фотоархив, который он создаёт, является уникальным. После встречи с главой района Уильям Брумфилд отправился в село Никольское, на родину поэта Николая Рубцова, который писал:

«Не жаль мне, не жаль мне растоптанной царской короны, Но жаль мне, но жаль мне разрушенных белых церквей». Историю русской архитектуры, которую пишет Уильям Брумфилд, не разрушит никакое время.

Автор: Ирина Рычкова

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация