Погода в Тотьме C

город Тотьма » История » Листая старые путеводители (Сухона)

Листая старые путеводители (Сухона)

История
5 427
0

СУХОНА

 

Река Сухона (525 верст длины) вытекает из озера Кубенского, соединенного каналом принца Виртембергского с бассейнами Волги (Шексна) и Великих озер. Благодаря этому Сухона служит водным путем для судов, идущих из Петербурга и Поволжья в Белое море. При выходе из озера река имеет шлюз, посредством которого вода в озере поднимается и оно, таким образом, является водохранилищем. В своих верховьях Сухона разделяется на несколько рукавов, из которых главный называется Рабанской Сухоной. В верхнем своем течении она принимает судоходный приток р. Вологду, на котором находится губернский город этого имени. Сухона очень прихотливая и до известной степени опасная для судов река, имеющая немало особенностей. Главнейшая состоит в том, что ее приток, р. Вологда, вскрывается обыкновенно ранее верхней Сухоны озера Кубенского и тогда Рабанская Сухона начинает течь обратно в озеро под напором воды, поднявшейся от вскрывшихся ниже притоков.

     Сухона довольно широкая река, в нижнем течении достигающая 200 саженей ширины; глубина ее также достаточна для беспрепятственного судоходства, но после г. Тотьмы она прорезывает горные кряжи и, благодаря этому, на ее фарватере образовалось очень много переборов, ход через которые очень затруднителен и требует от лоцмана громадной опытности и ловкости. В очень мелководные лета временно, благодаря переборам, движение судов и вовсе приостанавливается. Всех переборов на Сухоне более 200 и тянутся они на протяжении около 150 верст; к счастью, только некоторые (Весельный, Жидятин, Великая Заструга, Сторожевик, Опока) особенно опасны для судоходства; остальные же по большей части свободно проходимы. Трудность плавания по Сухоне увеличивается и от быстроты ее течения, а также от обычных для всех русских рек условий их «государственной» жизни. Несмотря, однако, на эти трудности, судоходство по Сухоне очень значительно: так, например, в 1898 году отправлено вверх и вниз по реке товаров свыше 6 миллионов пудов. С упорядочением системы принца Виртембергского и с удалением каменных препятствий на Сухоне эта цифра, конечно, утроится, учетверится…

     В верхнем своем течении Сухона течет в низменных, болотистых, почти безлесных берегах. Затем левый начинает понемногу повышаться, но значительное повышение появляется только за Тотьмой (верст на 65 ниже). Там течение реки точно сдавливается, берега почти отвесными голыми скалами сорокасаженной высоты падают в реку и становятся дико-живописными, особенно у перебора Опоки. Течение Сухоны крайне извилистое. Притоков у нее много, но из них только Вологда имеет значение, да и то благодаря нахождению на ней Вологды (30.000 жителей), центра административного и отчасти торгового. Благодаря железной дороге, соединяющей Вологду с Ярославлем, ее торгово-промышленное значение сильно возросло, а с тем вместе и судоходное. От Вологды идут теперь преимущественно товары в Архангельск и Белое море. Для туриста Вологда мало привлекательна, но она замечательна как средоточие культурной жизни (и не одной только своей губернии), благодаря тому, что стала вместе с Вологодской губернией излюбленным местом жительства значительного числа нашей юной интеллигенции.

     Река Сухона была естественным путем для движения древних новгородских колонизаторов на северо-восток. Поэтому города и селения на ней принадлежат к  числу стариннейших русских в этом краю.

     Ранее же новгородцев сюда заглядывали норманны также с торговыми целями, так как финны, древние обитатели берегов здешних рек, вели с ними меновую торговлю преимущественно пушным товаром. Землепашество в этом крае хотя и существовало исстари, но, благодаря суровости климата и короткому лету, могло быть только подспорьем в домашнем быту; поэтому сама собой создалась необходимость промыслов: обилие дичи, рыбы также благоприятствовали им. И поэтому уже в очень отдаленные времена торговцы из-за моря и из русской Ганзы, Новгорода проникали сюда. И в наше время местные жители основывают свое благополучие на промыслах. Закаленные в борьбе с природой, вологжане и поморы смело уходят в свои леса, в свое море, бьют зверя, птицу; не страшась льдов, плывут в открытое море на утлых суденышках и ловят треску, тюленей, моржей. Живут они чисто, довольно зажиточно, сохраняют старые обычаи. Здесь еще до сих пор поются древние былины седыми старцами – «сказителями», здесь сохранилась истинно-русская архитектура церквей, часовен, домов. Кто любит старинный русский быт, тому сюда дорога! Хлебопашество здесь ведется также по-своему и надо сознаться – хищнически-подсечным способом: вырубаются и выжигаются лесные участки и на вспаханной целине снимаются два-три урожая. Часты опустошительные пожары. А так как здесь к тому же развит безжалостный лесной промысел, то трудно удивляться начавшемуся обезлесенью этого края, некогда покрытого девственными, непроходимыми лесами, в которых скрывались от гонений и люди старой веры и смельчаки, которым не по нутру приходились родные «порядки».

     Новгородцы проникли в этот край в XI веке и уже с XII века существуют их важнейшие поселения, ныне города на Сухоне, Тотьма и Великий Устюг.

     Тотьма (5.000 жителей) теперь незначительный уездный городок с церквями древнего стиля. В 13 верстах от него на реке Тотьма есть следы города, разрушенного в 1535 году казанскими татарами. В реке, против самой Тотьмы, находится громадный камень Лось, на который всходил Петр Великий в конце XVII века.

     Великий Устюг (11.000 жителей), характерный по архитектуре своих построек северный город, находится на слиянии Юга с Сухоной. Во времена оны сюда доходили булгары с Волги, но были отбиты. Теперь это значительная пристань (хлеб, лесной материал, пушнина). Местное кустарное производство серебряных с чернью и золотых ювелирных изделий.

 

«ТУРИСТЪ»

Путеводитель по всем русским водным путям.

Составил капитан П.А.Оленин

Командир парохода «Матвей»

1907 год

 

СУХОНА

Сухона берет свое начало в Кубенском озере, протяженностью до слияния с Югом – 562 км, площадь бассейна 51 503 км. Вся Сухона делится на три части:

1)    Верхняя (Рабанская) – длина 64 км, от Кубенского озера до слияния с Вологдой, ширина от 28 до 80 м, глубина от 1 до 2 м.

2)    Средняя – длина 278 км до устья реки Коченги с шириной 250 м, глубина от 2 до 8 м. Частые мели и перекаты. Течение быстрое.

3)    Нижняя – длина 220 км, ширина до 400 м. На этом участке много каменистых переборов. Переборы, особенно в мелкую воду, затрудняют пароходное движение. Самый трудный перебор «Опоки», где глубина в межень доходит до 0,25 м.

Сухона вскрывается во второй половине апреля, замерзает в первых числах ноября, свободна ото льда 180 – 190 дней.

Судоходна на всем протяжении. Весной в большую воду здесь обычно ходили (до навигации 1931 г.) большие американского типа пароходы от г. Вологды до Архангельска, в малую воду – мелкосидящие одноэтажные пассажирские пароходы до Котласа, где пересадка на двухэтажный пароход. С навигации 1931 г., как указано выше, линия Вологда – Котлас обслуживается одноэтажными пароходами. Сухона через Кубенское озеро соединена каналом с бассейном Волги и Балтийским морем.

Сухона – красавица-река Севера. В весеннее половодье, при слиянии реки Сухоны с Вологдой, разливное «море». Любимые водяной дичью места. Один берег нагорный, второй луговой. Геологические пласты нагорного берега столь ясно постоянно выступают, что кажется – это картина для урока геологии. Нет ночи на Севере, не хочется уходить с палуб, тишину нарушает только стук колес, да свист пролетающих утиных стай заставляет вздрогнуть человека. В белые ночи все предметы покрыты как бы дымчатой сеткой. Плывущие плоты черны и дымчаты. Чем дальше пароход идет на север, тем больше обгоняет плотов. Леса на берегах гуще, они – кровь и сердце северных просторов.

Первая значительная пристань на Сухоне Тотьма (левый берег) при впадении в Сухону р. Песьей Деньги, в 250 км от Вологды пароходом. Первоначально город находился при устье реки Тотьмы, в 15 км ниже впадающей в Сухону. Первое очень неопределенное указание о Тотьме встречается в 1138 г. В 1500 г. Была церковь и посад Соли Тотемский. В XVII – XVIII вв. Тотьма имела большое торговое значение.

Около города находится на соляных источниках курорт.

Ниже Тотьмы перебор Опоки.

В 274 км от Тотьмы по течению Сухоны расположен Великий Устюг.

Великий Устюг (левый берег) в 524 км от Вологды, ближайшая железнодорожная станция Лузи, Северной железной дороги, в 60 км от города. Еще за несколько километров до города открывается вид на Великий Устюг, расположенный на левом берегу Сухоны, но вид особенно церковный; по бульварной набережной одна за другой тянутся церкви, издали они сливаются в один ряд. У Великого Устюга, как у большинства городов Севера, славное прошлое.

Основан Гледень, так назывался Устюг в старину, новгородскими выходцами в XV веке при слиянии Юга с Сухоной, в 4 км от теперешнего города.

До XVIII века Великий Устюг, находясь на военном торговом пути Москва – Архангельск, был первостепенным важным узловым пунктом.

Наивысший расцвет Великого Устюга – это XVI – XVII вв.

Значение Великого Устюга стало падать с основания Петербурга. В настоящее время промышленная жизнь Великого Устюга очень небольшая, в нем имеются: судостроительная ремонтная мастерская при Михайловском затоне, в 4 км от города, фабрика валяной обуви, пивоваренный завод, маслобойный завод, мастерская по ремонту земледельческих орудий, несколько щетинно-отборных мастерских, работающих исключительно на экспорт. Вблизи Великого Устюга фабрика спичек, фанерный завод, число занятых в производстве около 1500 человек.

Оставшиеся памятники древней архитектуры: Вознесенский собор, Троице-Гледенский монастырь (1659 г.) и др.

Прикладные искусства: скульптура по дереву, резьба по кости и особое художественное производство «чернь» по серебру, славившееся на всю Русь. Теперь чернью по серебру занимается единственный мастер, кустарь Чирков. В Великом Устюге есть музей (улица Виноградова 14), в котором очень хорошо отражена история города и северного искусства.

От Великого Устюга до Котласа, кроме пароходов пассажирской линии Вологда – Котлас (через день), существует местная ежедневная линия Великий Устюг – Котлас пароходом «Шмидт».

 

По рекам, озерам и каналам СССР

Справочник-путеводитель

Под редакцией П.Я.Бовина

1931

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация