Погода в Тотьме C

город Тотьма » История » Тотемский Спасо-Суморин монастырь.

Тотемский Спасо-Суморин монастырь.

История
3 845
0

Вновь заведенная пустынь,  как видно из писцовых книг, существовала недолго. В писцовых книгах 1676- 1679 гг. займище Блохина гора показано уже пустым и записано за Тотемским Богородским монастырем (см. выше описание Богородской кладбищенской церкви). Трудник Александр возвратился в Суморин монастырь, где, приняв схиму, и скончался170. Возвратились и другие, но в первое время число братии в монастыре было очень незначительно. Через 7 лет после погрома в переписных книгах 1620 г. в монастыре показано уже не 9 келий, как было ранее, а только пять, и в них записаны: "келья старца Герасима да 4 кельи, в них шесть старцев". Между старцами, по-видимому, не было ни строителя, ни игумена.

В тех же книгах и другие постройки монастыря записаны совершенно иные, чем в завещании Преподобного. "В Тотемском уезде, в Окологородней волости, у посаду, на речке Песье Деньге, Спасской Суморин монастырь, а в нем храм холодной, клетцки, Введение Пречистыя Богородицы. А в нем деисусы, образа местные, свечи поставныя, евангелие, книги, ризы и сосуды церковные и колокола строенье монастырское. А другой храм теплый, Преображенье Спасово, сооружается внове. Келья (5) ... двор монастырский (скотный). Пашни 12 четей..."171. Все постройки, бывшие при преподобном Феодосии, исчезли, а вместо их были новые, устроенные монастырем: Введенская церковь, 5 келий и скотный двор, Когда была построена Введенская церковь, после "литовского раззорения" или до него, и уцелела, точно неизвестно172. В описи не упомянуто и монастырской ограды, но от нее, как оказывается по писцовым книгам 1623-1625 гг., существовали одни лишь развалины. В последних книгах еще отмечено, что, по показанию строителя Антония и братии монастыря, вкладная на владение пустошью Душегубово, данная на пожню Красотинку, и другие документы были утеряны "Об литовское разоренье, как литва приходила к Тотме во 121 году (1613)"173.

К переписи 1623-1625 гг. устройство Преображенской церкви было закончено, и в писцовых книгах она записана на первом листе. "В Окологородьи, у посаду, монастырь Преображение Спасово Феодосиева пустыня Суморина. А в монастыре церковь Боголепное Преображение Господа и Спаса нашего Исуса Христа, древяна, клетцки, с трапезою. А в церкве образов местных: образ Боголепное Преображение Спасово на празелени, а у него прикладу венец сканной, серебряной; образ Пресв. Богородицы Одигитрия на золоте, Пречистая напрестольная (запрестольная) на золоте, деисусы и двери царские и северския на празелени; паникадило медное, свеча поставная вощаная, навожена красками, сосуды церковные оловянные, двои ризы, два стихаря - одни безинные, а другие - полотняные, пат-рахиль и поручи камчатые, евангелие напрестольное, печать литовская. Церковь другая Введение Пресв. Богородицы, древяна, клетцки. А в церкве образов местных: образ Введение Пресв. Богородицы на золоте, а у него прикладу шесть венцов серебряных сканных, образ Пресв. Богородицы Одигитрия, образ Воскресения Христова, образ Успение Преч. Богородицы з деяньем, образ преп. чуд. Изосимы и Саватия Соловецких начальников,- все на золоте, деисусы с праздники и пророки все на празелени; двери царские и сень и столбцы резные, и северские двери на празелени; свеча вощаная поставная, тощая, навожена красками, крест водвизальной, а книг: устав письмяной, апостол... да на колокольнице шесть колоколов медные".

Из других построек в монастыре записаны пять келий и за монастырем - "дворец конюшеной да дворец коровей". Как видим, монастырь почти совсем устроился; оставалась не возобновленною только монастырская ограда, которая бывала "замет,- розвалялася"174.

В переписных книгах 1646 года монастырь описан кратко, перечислены только главные здания. Упоминаются Преображенская и Введенская церкви, две кельи, да два двора: конюшенный и коровий175. По-видимому, за двадцать лет в монастырских постройках, кроме келий, никаких перемен не произошло. Вследствие каких причин убавилось число келий, не сказано. В позднейших монастырских записях говорится, что в монастыре часто возникали пожары. Возможно, что в данном случае кельи сгорели.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация