Погода в Тотьме C

город Тотьма » История » От Тотьмы до Вологды

От Тотьмы до Вологды

История
4 386
0

   9-го числа ноября в воскресенье, в вечеру, по отправлении матроса Василия Иванова Трифанова с письмами в Архангельск, поклавши в две купленная в Тотьме за четырнадцать рублей кибитки, экипаж, на шести почтовых лошадях, с заплатою прогонов за четырех, по выезде из квартеры заехал к помянутому Тотемскому городничему Ивану Петровичу Владыкину, а от него, простившись совсем, из города Тотьмы, при дождевой погоде, в исходе двенадцатого часа по полудни, поехал в ночь. В двадцати двух от города Тотьмы верстах на Вологодской большой дороге погост Царевой волости (так называется по текущей в Сухону Царевой речке); в нем две церкви, каменная, в нижнем этаже — Воскресению Христову и Архангелу Михаилу, верхний же этаж еще не складен; деревянная старая — Рождеству Богородицы и Николаю Чудотворцу. Отъехавши до первого от города Тотьмы Коровнинского яму двадцать пять верст и, переменивши, не выходя из кибитки лошадей, при дождевой же с мокрым снегом погоде, поехал из него, на шести ж лошадях, в ту же ночь.
      10-го числа в понедельник, отъехавши от Коровнинского яму двадцать восемь верст, для перемены лошадей и чтоб самим обогреться, в половине девятого часа по полуночи в экономической деревне Ивакиной остановились. И в доме крестьянина Родиона Мокеева обогревшись, с двумя своими человеками в крестьянских санях ошивнях ездил в состоящий от той деревни верстах в двух в стороне от большой дороги погост Тиксненский (так называется по текущей в Сухону речке Тиксны). Во оном погосте две каменных церкви, одна во имя Живоначальной Троицы; в ней под спудом препочивают мощи преподобного Вассиана, во уединении жившего на оном месте, где сия церковь; в другой церкви настоящий храм Преображению Господню, приделы — Николаю Чудотворцу и великомученицы Параскевы. В сем погосте, во ожидании, покуда приехал из деревни священник, пробыли в его доме часа два, потом отслуживши во обеих церквах храмам и преподобному молебны, поехали в деревню Ивакину. Крестьяне сей деревни, промышляя одним только хлебопашеством, живут порядочно, ибо у них всякий хлеб (кроме гречи) родится гораздо лучше, нежели у живущих:, по реке Сухоне, а пшеницы со одного посеянного четверика вымолачивают до трех четвертей. Напротив же того, от города Тотьмы к Вологде крестьяне не столь обходительны, ласковы, учтивы и честны, как живущие от самой Свири до города Тотьмы, — поелику во все мое до сего места путешествие нигде не слыхал воровства, а здесь уже часто оное между крестьянами бывает. У крестьян сей деревни Евдокима Сизикова сын Федор, а у Петра Корпильева дочь Варвара: им в рассуждении их равногодства и порядочнаго поведения определил быть повенчанным. Из оной Ивакиной деревни и яму, отобедавши и взявши шести ж почтовых лошадей, поехали при снежной, мокрой и от ветру холодной погоде в половине шестого часа по полудни. От Ивакиной деревни и яму в двадцати двух верстах, от дороги в версте, погост Загоскиной волости; в нем деревянная церковь Рождеству Пресвятыя Богородицы и Николаю Чудотворцу, а каменную приготовляются строить. Отъехавши от Ивакина до Загоскина яма вечером двадцать шесть верст и переменивши, не выходя из кибитки, лошадей, поехали в ночь безостановочно, В десяти от Загоскина яму верстах, от дороги верстах в двух, Стрелецкой волости погост; в нем две каменных церкви, одна — Преображению Господню, другая — Рождеству Пречистой Богородицы и великомученику Георгию. От Загоскина до Чудского яму отъехавши двадцать пять верст, также перепрягли лошадей, не выходя из кибитки. В четырех верстах от Чудского яма, а от дороги в полуторых верстах погост Молога; в нем каменная церковь Живоначальной Троице, Покрову Пресвятая Богородицы и Илии Пророку. Проехавши от Чудского яму двадцать пять, а всего Тотемским уездом, считая от самого города, 129 верст, для перемены лошадей и чтоб самим обогреться, остановились Кадниковского уезда в деревне господина Александр Осиповича Кожина — Карино и, в доме крестьянина Егора Алексеева обогревшись, напились чаю.
      11-го числа во вторник, при морозливой погоде, на шести почтовых лошадях поехали в шесть часов по полуночи. В версте от Карина яму того же по волости названия погост; в нем двуэтажная каменная церковь, вверху — во имя Василия Великого, внизу — великомученику Георию и мученикам Фролу и Лавру. В оном погосте, в рассуждении частых жилых деревень и большого прихода, три священника и два крылоса причетников. Отъехавши от Карина до Чекшина яму и господина Ивана Яковлевича Богданова того ж названия деревни двадцать две версты, для взятья почтовых лошадей оставил в сей станции своего человека, а сами на тех же что из Карина яму лошадях, поехали в состоящий от Чекшиной деревни и яму верстах в полуторых в стороне от дороги, погост Троицкой, и пристали для обеда и ожидания лошадей в доме священника Якова Алексеева. Во оном погосте одна старая деревянная церковь во имя из числа седьмидесяти апостолов, Тимона, Никанора и Пармена. От подаяния ж тамошних прихожан крестьян строют двуэтажную каменную церковь; в ней будет настоящий храм вверху Живоначальной Троицы, придел оным апостолом, которым храм в деревянной церкви; внизу — Николаю Чудотворцу и преподобному Дионисию. При оной церкви два священника и два крылоса причетников. Из оного Троицкого погоста, отслушавши в церкви молебен и отобедавши, при морозливой же погоде, на шести лошадях поехали в четыре часа по полудни. В тринадцати от Троицкого погоста верстах, от большой дороги в версте, погост Воздвиженский; в нем деревянная церковь Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня и великомученицы Параскевы. Вместо ж сей старой деревянной тем же храмам от подаяния прихожан-крестьян строят каменную. От Чекшина яму до дворцовой деревни и яму ж Мурга Большая отъехавши осьмнадцать верст и перепрегши лошадей, поехали безостановочно. В двух верстах от яму Большой Мурги, верстах в полуторых от дороги, того ж названия погост; в нем каменная церковь апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, Илии Пророку и мученикам Фролу и Лавру. Отъехавши от яму и деревни Большой Мурги шесть, а от города Тотьмы 175 верст, въехавши в город Кадников, остановился в доме кадниковского господина исправника Петра Александровича князя Юхтинского. Во оном 780 году вновь открытом городе Кадникове одна старая деревянная церковь Николаю Чудотворцу и великомученику Димитрию Селунскому. А каменный собор, на выданные при открытии города из казны деньги восемь тысяч рублей, наружною работою совсем отстроен, внутри отделывается. Сколько ж в нем какого звания жителей и чем купечество и мещанство торгуют и промышляют, о том за краткостии времени узнать не могли, а известно, что превращенного из крестьянства купечества и мещанства до ста душ, и во всех у них только три лавки с мелочными, нужными для крестьянства товарами. Побывши ж в доме помянута исправника князя Юхтинского часа полтора, на тех же что из яму Мурга Большая лошадях поехали, при морозной погоде в десятом часу по полудни. Отъехавши от Кадникова города большою дорогою четыре версты, заезжали в состоящую от большой дороги в двух, а от города Кадникова в шести верстах Лопатову пустыньку, где, остановясь в кельях строителя иеромонаха Bacсиана, ночевали. Оная пустынька, состоящая при текущей в реку Вологду речке Пельшме, построена преподобным Григорием году; в ней монахов живало до тридцати человек, довольствовались подаянием, данными от господ до трехсот-пятидесяти душ крестьянами, пашенною и сенокосною землею и лесною угодою. При открытии ж штата сия пустынька испразднена, и монахи распределены по штатным монастырям, а для отправления подлежащего в церквах богослужения оставлен помянутый иеромонах, при нем белые священник, диакон, дьячок и пономарь, — где находится коровница и дьячок женатый. На содержание ж церквей и на пропитание их отмежевано довольное число пахатной земли, лесных угодий и лежащих при речке Пельшме сенных покосов, которую землю и покос отдают обрабатывать крестьянам с половины. Во оной Лопатовой пустынке три каменных церкви, в них по одному престолу: 1) собору Пресвятая Богородицы:, 2) усекновении Честныя Главы Иоанна Предтечи; 3) начальнику сей пустыньки преподобному Григорию, в коей и мощи его под спудом препочивают. При Предтеченской церкви каменная связь нежилых келий и для братской трапезы келарская; небольшая старая связь деревянных келий, в которых живет строитель с помянутыми бельцами. Кругом монастыря обвалившаяся низкая деревянная ограда, скотный двор; в нем имеется три лошади, до двадцати коров и несколько мелочного скота.
      12-го числа в среду, отслушавши всенощную, литургию, храмам молебен и отобедавши, на тех же деревни и яму Мурга Большая лошадях в два часа по полудни поехали. В шести верстах от города Кадникова, в деревне Дор, Кадниковский уезд, коим проехали большою дорогою пятьдесят две версты по речке Пельшме, кончился, а началась округа губернского города Вологды. Отъехавши Вологодским уездом шесть, а от яму Мурга Большая осьмнадцать верст, переехавши по льду вытекающую из Кубинского озера реку Малую или Рамонскую Сухону и проехавши погост Слобода, в котором каменная церковь Преображению Господню и Николаю Чудотворцу, для перемены лошадей остановились в экономической деревне Васютиной, где перепрегши лошадей поехали, при морозной погоде, безостановочно. Жительствующие от города Тотьмы по близости большой дороги как господские, так и казенного ведомства крестьяне сверх довольного хлебопашества и по множеству сенокосных мест изрядного скотоводства, нанимаясь в вологодских, тотемских и великоустюжских купцах, как с товаром, так и за товаром ездят в Москву, Ярославль, иногда ж в Санкт-Петербург и Архангельск; содержат сами собой почтовые ямы, за что, сверх получаемых от проезжающих прогонов, не мало получают с приписанных к тем ямам душ. Мастеровые из крестьян есть плотники, столяры, бочары и кузнецы. Охотников до стреляния в лесах зверей и птиц очень мало; живут же от настоящего своего хлебопашества и скотоводства небедно и строение имеют порядочное. Отъехавши от Васютинского яму и деревни двадцать-семь верст, в седьмом часу по полудни остановясь в Прилуцком второклассном, расстоянием от города Вологды в четырех верстах, мужеском монастыре, в кельях тамошнего казначее иеромонаха Никона ночевали.
      Сей монастырь стоит на ровном месте, при реке Вологде. Начально построен преподобным Димитрием, уроженцем Московския страны города Переяславля, из богатаго купечества. Он постригся в монашество в Переяславском Богородицком монастыре на Горицах, но, удалясь от него, близ Переяславля города у озера построил деревянную церковь, а с того места, для уединения, переселился на Великую и Лежу реки, от города Вологды верстах в сорока, где также построил деревянную церковь; но как жившие близ того заселявшегося монастырем места, в деревне Авнеги крестьяне, как видно — из сожаления своей земли и опасаясь, чтоб не быть в монастырском владении, во всем стали ему делать препятствия, то посему, оставив он тот монастырь не достроенным, пустой, с бывшими с ним тремя монахами или учениками перешел на оное, по причине пологого, ровного и лугового, по реке Вологде сенокосного места, Прилуки называемое, где подаянием царя Димитрия Ивановича Донского и вологодских граждан в скорое время построил сей Прилуцкий монастырь деревянный и тогда ж по дару Святого Духа узнал он о кончине Димитрия Ивановича Донского. Итак, оный монастырь построен в царствование Димитрия Ивановича Донского и во время в Сергиевой Лавре игуменства преподобного Cepгия Радонежского; в котором же году того, за бывшим от Литвы грабительством и пожегом, по летописцу не значится. Из чудес начальника и строителя Прилуцкого монастыря преподобного Димитрия достойно примечания только то, что он по умертвии своем явился во сне Грозному царю Иоанну Васильевичу и благословил его взять Казань, за что он, по возвращении по взятии Казани в Москву, написать повелел, точно таковым подобием, как он во сне ему явился, образ и прислал во оный Прилуцкий монастырь с великою честию и своим царским жалованьем; притом же ежегодно повелел в день принесения того образа, третьего числа июня, во оной Прилуцкий монастырь ходить из города Вологды с большим крестным ходом, что и по ныне исполняется.
      После ж всех сих происшествий мало по малу пришел сей монастырь в цветущее состояние. В нем теперь шесть каменных церквей: 1. Двуэтажный собор, в нем семь престолов: в верхнем этаже — 1) происхождению Честных древ; 2) Преображению Господню; 3) особый придел мученикам Платону и Роману; внизу 4) преподобному Димитрию, начальнику сея обители, и преподобному ж благоверному князю Игнатию Углицкому, где и мощи их под спудом препочивают; 5) рядом с настоящим преподобному Сергию Радонежскому; внедавни пристроены: 6) Богоявлению Господню, 7) Сретению Господню — 2. По каменным из собора переходам — Введению во храм Пресвятыя Богородицы; в ней прежняя братская трапеза и келарская. — 3. В одной же связи с собором, между казначейскими кельями и колокольнею, Алексею Божию человеку. — 4. Над святыми воротами — преподобным Зосиму и Савватию Соловецким. — 5. Больничная, — Всем святым. — 6. Возле архимандритских келий, вновь внутри отделывается, — преподобному Семиону Столпнику. Итого в шести церквах двенадцать престолов. Прочее ж внутри монастыря все строение, как-то: кельи, гостиный двор о двух жилах с кельями и кругом с местами, где ставить пушки, ограда или стена — каменное, с изрядным расположением. Внутри сего монастыря регулярный садик с яблонями и побочь собора прудок, на нем на островку, за поднимным мостом, каменная часовня, в которой хранится деревянный крест, поставленный преподобным Димитрием в назначение монастыря. За монастырем, обнесенный каменною ж оградою с яблонями сад, и посредине его с насаженною речною и озерною рыбою пруд. Вкруг монастыря за стеною насажены березовыя рощи линиями.
      В ризнице имеется: жемчужные ризы с каменьями одне; парчевых хороших риз десять, а всех парчевых до сорока риз; архимандричьих шапок семь; из них одна убрана хорошим жемчугом и усыпана вделанными в серебро мелкими каменьями, а прочие хотя и жемчужные, но не дорогие, однако ж теперешним архимандритом порядочно переделаны; серебряных позолоченных сосудов четверо, из оных одна новая чаша, сделанная изрядною выдумкою нынешним архимандритом, весом в полпуда; несколько серебряных же и позолоченных крестов; два в цельный александрийский лист Евангелия; посох архимандрический весь серебряный один; а больше никаких хороших и примечания достойных вещей нет, кроме наблюдаемой везде чистоты и во всем порядка.
      Во оном Прилуцком монастыре в проезд мой был архимандрит Иннокентий, для церквей и монастыря человек весьма попечительный; он в вологодской духовной консистории первый член, почему и живет всегда в городе Вологда в архиерейском доме, а в сей монастырь свой приезжает только на праздничные, не присутственные дни. Иеромонахов в нем семь, иеродиаконов четыре, монахов четыре, штатных служителей семнадцать человек. Они на довольствие себя получают ежегодно из казны обыкновенное по штату второклассному монастырю жалованье, которое употребляют на одежду и обувь; трапезу ж имеют общую на сборные от богомольцев за молебны и другие службы деньги, на кои также покупают дрова; и сверх того, в прибавок к жалованью выделяют себе четвертую часть.
      Во оном монастыре в гостиных, кельях имелась вологодская межевая контора и ее чертежная. В ней были члены: 1) коллежский советник Андриян Иванович Непенин; 2) секунд-майор Петр Антонович Шульгин; 3) коллежский асессор Иван Яковлева Коземирский.
      13-го числа в четверток, отслушавши в соборной церкви всенощную, литургию и молебен, посмотревши всех церквей, ризницы, архимандрических вновь внутри отделываемых и некоторых монашеских келий, на тех же что из Васютинского яму лошадях, не обедавши, в час по полудни, при ясном небе и морозной погоде поехали в город Вологду.
      Отъехавши ж от Прилуцкого монастыря четыре, от Васютинского яму тридцать одну, от города Кадникова сорок три, а от Тотьмы 218 верст, по приезде в половине второго часа по полудни ж в город губернский Вологду, сперва квартерою стали в доме вологодского мещанина Данилы Есипова, а 14-го числа в пятницу, по неспособности оной, перебрались над вечер в дом Савватиевской церкви священника Димитрия Алексеева.

Подписывайтесь на «Totma.Ru» в Яндекс.Новостях, Дзен и Google Новости.

Пожаловаться на статью

0 комментариев

Информация

Посетители, находящиеся в группе читатель, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Вход и регистрация